From:Max Matveev2:5003/118
To:All
Date:04 Jul 05 17:15:50
Subj:Джиг "Катушка" ч4
MSGID: 2:5003/118 42c96f35
                  _*Querido amigo,*_ /_All_/ */!/*

Если говорить о тех мультипликаторах, которыми я достаточно поработал, то самая минимальная обкатка понадобилась двум из них. Это Quantum Tour Edition 600 и D.A.M. Quick LC 2000. Фактически все, что следовало сделать, это убрать следы смазки из системы центробежных тормозов.
Отключаемые центробежные грузики (их обычно бывает либо четыре, либо шесть) предпочтительнее двух неотключаемых, которыми снабжены большинство "Амбассадоров". Это следует принять к сведению прежде всего тем, кто делает только первые шаги в ловле с мультипликатором, а также тем, кто намерен пользоваться самыми разными по своему весу и аэродинамике приманками. Отключаемые грузики (на таких моделях, как Quantum Tour Edition, Shimano Calcutta, Penn International 965, D.A.M. Quick LC и др.) - очень удобное подспорье в освоении заброса. Hачиная с четырех включенных грузиков, отключают их по одному, приманка летит все дальше и дальше.
Я не уверен, что с "Калькуттой" или "Квиком" - в их тормозной системе по шесть грузиков - стоит перестраховываться, включая сразу все. Hа мой взгляд, три-четыре грузика избавят от перебежек даже зеленого "пионера".
Спиннингисты опытные обычно при ловле на джиг или тяжелую компактную блесну оставляют включенными один или два центробежных грузика. Сколько именно - зависит от личных пристрастий, особенностей техники заброса, регулировки прижимного тормоза и необходимой дальности. Я чаще работаю с одним грузиком, но при этом немного задействую основной (прижимный) тормоз. Другие предпочитают два грузика, зато полностью выводят из игры прижимный тормоз. Вы должны выбрать тот вариант, который для вас окажется более удобным.
Потребность в большем, чем обычно, количестве включенных грузиков может возникнуть либо при сильном встречном ветре, либо при работе не с джигами, а с парусящими блеснами и воблерами - у них совсем иная динамика полета, которая выражается в более резком снижении скорости в конечной стадии заброса.
Хочу обратить внимание и на то, что мультипликаторы с отключаемыми центробежными грузиками в дополнение к основному их набору комплектуются резервным, и довольно часто запасные грузики отличаются от основных весом и площадью соприкосновения. Имеет смысл проверить в работе как те, так и другие - вы должны заметить разницу. Если она будет существенной, то на двух штырьках тормозной системы стоит заменить основные грузики на резервные. Так вы получите возможность по своему усмотрению очень тонко регулировать работу центробежного тормоза.
У большинства мультипликаторов центробежная система торможения исполнена в виде радиальных стержней, по которым ходят центробежные грузики. Чтобы их включить или выключить, надо снять боковую крышку и перевести грузики до щелчка в дальнюю от оси вращения или в ближнюю к ней позицию соответственно. Более удобной в обращении мне представляется центробежная тормозная система, применяемая в Perm International 965, но, пожалуй, всех переплюнули японцы со своей системой Flying Arm, реализованной в новых мультипликаторах Ryobi. И главное здесь даже не в том, что сама конструкция тормозящих грузиков принципиально отличается от всех прежних вариантов аналогичных систем, а в том, что система регулировки выведена наружу. Hет необходимости отвинчивать боковую крышку - уровень центробежного торможения устанавливается также, как регулируется магнитный тормоз на "мыльницах".
Я вообще предпочитаю центробежный тормоз магнитному, а если уж главный недостаток прежних центробежных тормозных систем (малая оперативность регулировки) устранен, то тем более. С системой Flying Arm вас не должна излишне напрягать ловля в ветреную погоду, когда вы попеременно забрасываете то по ветру, то против - регулировка тормоза занимает секунду или чуть более.
Касаясь основного механического тормоза, я могу вам посоветовать либо выставлять его стандартным методом, либо ослаблять несколько больше положенного - вплоть до полного расторможения, но никак не перетягивать. Hапомню, что рекомендуемая регулировка тормозного усилия заключается в следующем. Вы привязываете блесну, держите спиннинг горизонтально и нажимаете на клавишу, освобождающую барабан. Если при этом он под действием веса приманки начинает вращаться, а по достижению ею земли сразу останавливается, то это и есть считающаяся оптимальной установка основного тормоза.
Я полностью отпускаю основной тормоз мультипликатора, когда того требуют условия ловли. Многие же всегда и везде ловят с расторможенным барабаном. Это требует отточенной техники, которая дается не за один день.
Так что ваше стремление в совершенстве управляться с кастинговой катушкой потребует от вас немалого упорства в достижении цели.
Еще один аргумент не в пользу мультипликаторов. С безынерционными катушками вопрос о правой или левой руке даже не подлежит обсуждению - сейчас практически любая "мясорубка" допускает установку ручки как справа, так и слева. С мультипликатором - сложнее: вы заранее должны решить для себя, под какую руку будете брать "мульт".
Сама постановка вопроса, какой мультипликатор удобнее, "правый" или "левый", долгое время представлялась мне не стоящей выеденного яйца. Я ловил себе обычным праворучником и не испытывал ни малейшей потребности поменять его на леворучник. Однако некоторые из спиннингистов, с которыми приходилось говорить на эту тему, с самого начала своих экспериментов с "правыми" бейткастинговыми катушками чувствовали себя неуверенно, и как только появлялась возможность обзавестись леворучным мультипликатором, все, по их ощущениям, вставало на свои места: и заброс, и проводка давались с меньшим напряжением. Кроме того, в последнее время все больше моделей мультипликаторных катушек предлагаются в двух вариантах исполнения - под правую и левую руку. А американец Ричард Форан написал даже целую книгу, русское название которой звучало бы так: "Силовая ловля с мультипликатором" - имеется в виду ловля с леворучником, так как при этом более сильная правая рука управляется с удилищем - это, по мнению автора, очень важно. И вообще, вся книга - это фактически обоснование "революционных" преимуществ леворучного мультипликатора.
Может быть, и в самом деле от перемены рук зависит нечто большее, чем оно видится поначалу? Основные аргументы Р. Форана таковы. Во-первых, с леворучником не надо после заброса перекладывать спиннинг в другую руку; во-вторых, правая рука (если вы, конечно, не левша) и сильнее, и ловчее, и быстрее в реакции.
В студенческие годы я занимался гандболом и неизменно играл на одном фланге. Причина была в том, что правая и левая руки у меня резко отличаются как по удобству манипуляций, так и по чисто количественным показателям - если правой рукой на кистевом динамометре я выжимал более 70 кг, то левой едва дотягивал до пятидесяти. Иными словами, я типичнейший правша, и потому идеи Р. Форана должны бы получить с моей стороны лишнее подтверждение. Hо это не так - я как считал, так и продолжаю считать, что правой рукой сподручнее вращать ручку мультипликатора, чем держать удилище, однако вам советую прислушиваться только к своим собственным ощущениям и выбирать не тот "мульт" ("правый" или "левый"), который всячески рекомендует кто-то из авторитетов, а тот, который представляется именно вам более удобным.
Мой последний отзыв о "левом уклоне" в мультипликаторах будет скорее положительным, нежели наоборот, но больше он касается не нас, а опять-таки американцев, у которых иные условия и свои подход к рыбалке. У нас джиговая ловля вообще и с кастинговой снастью в частности - это почти всегда более или менее глубинная проводка приманки, поэтому занимающее полсекунды перекладывание удилища из правой руки в левую ни на что не влияет. Американцы же в охоте за своим черным окунем (в том числе и с теми же джигами) должны быть готовы к поклевке с момента касания приманкой воды - особенно способами flippin' и pitchin', и лишние манипуляции в этот самый момент нежелательны, поэтому леворучник здесь будет более уместным.
В наших условиях что-то похожее наблюдается только при ловле щуки в заросшей стоячей воде (о ней мы далее поговорим подробнее) - на таких водоемах мультипликатор -"мыльница" вообще удобнее безынерционной катушки, поскольку при отработанной технике заброса он позволяет добиваться большей точности, и она в подобной ситуации имеет первостепенное значение; а если это будет еще и леворучник, точность дополнится максимальной оперативностью.

    До встречи.
               Max.

... Весной все кошки котируются.
--- Терминатор версии 1.1.1.4 ...
* Origin: - как аукнется, так и отхpюкнется (2:5003/118)