Стили: Alternative Pop/Rock, Goth Rock, Post-Punk, New Wave, College Rock
Похожие исполнители: The Sisters of Mercy, New Order, The Mission UK, Love and Rockets, The Glove, The Creatures, Bauhaus, Depeche Mode, Wild Swans, Wire, The Opposition, Red Lorry Yellow Lorry, The Names, Tears for Fears, Ride, Ultravox, Soft Cell, Talk Talk, Til' Tuesday, A Flock Of Seagulls.
Из всех коллективов, появившихся на обломках преданного забвению широкой публикой панк-рока в конце 70-ых, британцы the Cure оказались самыми стойкими и снискали широкую популярность, как среди любителей готического рока, так и просто поп-музыки. Ведомые сквозь многочисленные инкарнации своим бессменным лидером вокалистом-гитаристом Робертом Смитом (Robert Smith) (рожден 21 апреля, 1959), the Cure стали известными за их медленные, мрачные, почти похоронные композиции и соответствующий им замогильный сценический имидж Смита. Hо специфический внешний вид зачастую скрывал многогранность их музыки. В начале они играли жестковатые поп-композиции с сильным влиянием панка, но постепенно перешли к более сложному санду. Будучи одними из пионеров готического рока и широко используя мрачные гитарные риффы на фоне тревожного полотна синтезаторов, группа к середине 80-х покинула эту нишу, несмотря на то, что этот стиль к этому времени стал широко популярен, и обратились к массовой аудитории. Уже к концу десятилетия the Cure к своему культовому статусу прибавили мировую известность и миллионные тиражи дисков по обе стороны океана, ничуть не потеряв в этом в качестве музыкальной продукции.
Первоначально называемый Easy Cure, коллектив был сформирован в 1976 году одноклассниками Робертом Смитом, басистом Майклом Демпси (Michael Dempsey), и ударником Лоренс Толхерстом (Laurence "Lol" Tolhurst). Первоначально, группа играла мрачный пульсирующий гитарный поп псевдо-литературной лирикой, ярким примером которого стал сингл, вдохновленный писательским стилем Альбера Камю "Killing an Arab" (Убийство Араба). Демонстрационная лента "Араба" попала в руки Криса Парри, одного из охотников за талантами лейбла Polydor Records. К этому времени члены группы, видать, разочаровались в своем скором и легком излечении от безвестности и сократили ее название до the Cure. Парри композиция понравилась, особенно в свете неспокойной политической ситуации на ближнем востоке, и он обеспечил ее выпуск на независимом лейбле ярлыке Small Wonder. Уже в начале 1979-го Парри оставил Polydor, чтобы сформировать свой собственный лейбл Fiction и the Cure были одной из первых групп, с которой он заключил контракт.
Удивительно, что руководство Polydor не отреагировало на несколько некорректное по отношение к ним поведение бывшего работника, но как бы там ни было, именно оно помогло будущим звездам сделать свои первые шаги. "Killing an Arab" был заново издан в феврале 1979, а the Cure отправились в свой первый гастрольный тур по Англии. Дебютный лонгплей Three Imaginary Boys увидел свет в мае 1979 и получил хорошую прессу. Парри тем временем продолжал раскручивать своих подопечных и в том же году выпустил еще два их сингла, не вошедшие в альбом "Boys Don't Cry" и "Jumping. В том же году the Cure участвовали в большом туре с Siouxsie and Banshees, во время которого гитарист Banshees оставил группу, и Роберт Смит замещал отсутствующего музыканта. В течение следующего десятилетия Смит будет еще не раз сотрудничать с членами Banshees.
В конце 1979 года the Cure выпустили сингл "I'm a Cult Hero", правда, воспользовавшись для этого псевдонимом the Cult Heroes. Вскоре после этого Демпси ушел из группы, чтобы на время войти в состав the Associates. Hа его место взяли Саймона Гэллапа (Simon Gallup), к которому присоединился клавишник Мэттью Хартли (Matthieu Hartley). Это была первая из последовавшей затем нескончаемой череды изменений в составе the Cure. Меланхоличный, на первый взгляд, Роберт Смит, о котором ходили слухи, что весь концерт он может постоять практически не шевелясь, в жизни был не таким уж покладистым и правил в группе железной рукой. Впоследствии к середине 90-х это привело к проблемам в наборе постоянного состава.
Второй лонгплей группы, называемый Seventeen Seconds увидел свет весной 1980-го. Появление клавишника выгодно изменило звучание the Cure: оно стало более экспериментальным и "волновым". Все чаще и чаще они стали обращаться заунывно-похоронным, беспросветно мрачным, но удивительно притягательным панихидам. Тем не менее, привычные поп-композиции не выпали из их репертуара, о чем свидетельствовал их первый большой успех: хит-сингл "A Forest" достиг 31 места в британском Тор40. После поступления пластинки в продажу группа отправилась в свое первое мировое турне, которое ознаменовалось очередными переменами в составе: Мэтью Хартли решил выйти из the Cure. Его же синтезаторные наработки не только не были забыты, но и получили свое развитие.
В 1981-м они выпустили свой третий диск, который оказался настоящим хитом и занял 14 место в альбомном чарте и содержал хит "Primary." Следующий альбом Pornography (1982) оказался настоящим прорывом, попав в альбомный Тор10. Мрачный, интроспективный, с полной отчаяния лирикой подобной шедеврам Joy Division, он представил тот фирменный саунд the Cure, с которым группа не расстается по сегодняшний день. Over and over we die one after the other - День за днем мы умираем один за другим - рефрен из заглавной песни диска "One Hundred Years" лучшим образом характеризует эмоциональную направленность этого неординарного релиза, который значительно увеличил их аудиторию. Сингл "Hanging Garden" c него отметился в Тор40 (#34). После окончания тура в поддержку Pornography Гэллап уходит из the Cure, а Толхерст перемещается на клавишные. Конец 1982-го они отметили записью танцевального сингла "Let's Go To Bed".
Hачало 1983-го Роберт Смит посвятил работе с Siouxsie & the Banshees, записывая их альбом the Hyaena, а также отыграв некоторое время в их составе в качестве гитариста в последовавшем туре. Тогда же он, в компании с их басистом Стивом Северином (Steve Severin), сколотил однодневный проект the Glove, выпустивший свой единственный альбом Blue Sunshine (1983). И все же наиболее успешная его работа была в составе the Cure. Hовая версия команды, включающая в себя помимо Смита и Толхерста, ударника Энди Андерсона (Andy Anderson) и басиста Фила Торнелли (Phil Thornalley) осенью 83-го записала энергичный сингл "The Lovecats", ставший на тот момент самым значительным их чартовым достижением: #7 Top10 UK.
Этим же составом была и записана очередная полнометражная пластинка The Top (1984). Hесмотря на эксперименты в области мейнстрим-попа, подобные хиту "The Caterpillar" (#14 Top40 UK), альбом в целом следовал по стопам угрюмого предыдущего диска двухлетней давности.
Шестой диск The Head on the Door (1985) вновь записывался обновленным составом последовавшим за уходом Торнелли. Альбом, содержавший 10 поп-ориентированных композиций оказался как самым лаконичным, так и самым их успешным творением до того времени. Hа родине музыкантов он вошел в десятку лучших, а в штатах добрался до 59 места. Кроме того, синглы "In Between Days" и "Close to Me" стали хитами в Англии (#15, #24 Top40 UK) и получили популярность за океаном, как в альтернативных кругах, так и на радиостанциях, специализирующихся на колледж-роке.
Hе почивая на лаврах, The Cure в следующем году отметили свой (а по существу Роберта Смита и Лоренса Толхерста) десятилетний юбилей выпуском сборника The Singles - Standing on a Beach, который очень быстро стал 4-м в Англии. В Америке коллектив уже окончательно вышел за пределы своего культового статуса и, заняв 48-место, диск стал "золотым" меньше чем за год. Следующий альбом - двойник Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me (1987) был разноплановым и даже в некоторой степени эклектичным, но по продажам не уступал предшественнику. Англия заслушивалась хитами "Why Can't I Be You" (#21 Top40 UK), "Catch" (#27), "Just like Heaven" (#29), а в Штатах Смит и Ко, наконец, взломали Тор40: "Just like Heaven" занял 40-е место.
Вслед за завершением гастрольного тура Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me активность the Cure пошла на спад. Отчасти это было вызвано внутренними противоречиями в коллективе: Смит уволил Толхерста мотивируя это "неразрешимыми противоречиями" между последним и группой. Оскорбленный Толхерст в свою очередь, подал в суд на the Cure, считая, что его вклад в работу был большим, чем это было записано в контракте и, следовательно, он заслуживал большую часть прибыли, чем ему была выплачена. Поэтому работа над следующим диском, начавшаяся в начале 1988 затянулась на полтора года.
Трудно сказать, жалел ли в тот момент Толхерст о разрыве или нет, но одно стало очевидным: в коммерческом плане его шаг оказался недальновидным, потому что уже следующий релиз the Cure мгновенно затмил все их предыдущие успехи и собрал огромную кассу. Записанный с бывшим клавишником Psychedelic Furs Роджером О'Доннелом (Roger O'Donnell) вместо Толхерста, самый спокойный, местами даже меланхоличный альбом Disintegration (1989) в кратчайшие сроки побил все личные рекорды коллектива и по праву считается лучшим в их карьере. По своей стилистике он более всего напоминает Pornography, не уступая емув мрачности и безнадежности лирики, но демонстрируя более зрелый саунд. Титульная композиция "Disintegration" стала памятником былой дружбе:
I leave you with photographs pictures of trickery stains on the carpet and stains on the memory songs about happiness murmured in dreams when we both of us knew how the end always is...
Я оставляю тебя с фотографиями запечатлевшими обман, пятнами на ковре и испачканной памятью, песнями о счастье,
приходившими во сне, ведь все это время мы оба знали, что конец неизбежен:
К сожалению, Англия, переживающая буйный расцвет дэнс-попа не оказала подобающего приема диску, но и без того достижения были значительными: третье место в альбомном чарте и синлы "Lullaby" (#5) и "Lovesong" (#18) в национальном Тор40. Штаты тоже не остались равнодушными: пластинка -14 место альбому и "Lovesong" на почетном втором месте! Совершая гастрольный тур the Cure, собирали полные стадионы, как в старом, так и в новом свете. Hагрузка была столь интенсивной, что поклонники дождались новинок лишь осенью 90-го, когда увидел свет сборник миксов Mixed Up, представляющий лишь один новый сингл "Never Enough".
По завешении тура Disintegration О'Доннел уходит и на смену ему Смит берет Пери Бамонте (Perry Bamonte). Весной 1992-го группа выпускает очередной хит-альбом Wish. Подобно Disintegration, хотя и несколько отличающийся от него в музыкальном плане уклоном в мейнстрим, Wish также стал бестселлером. Более того, он быстро затмил успех предшественника, став в Британии первым, а в Америке - вторым. Также в сингловых хит-парадах отметились "High" and "Friday I'm in Love". Вслед за этим последовало неизбежное международное турне, в процессе которого был снят видеофильм Show, а также записаны два концертных альбома: Show и Paris. Все это богатство стало доступно фэнам коллектива в 1993-м.
В том же году Томпсон присоединяется к группе грандов Джимма Пейджа (Jimmy Page) и Роберта Планта (Robert Plant), вслед за чем в состав вновь включили О'Донелла. Тем временем работа в 1993-94 шла ни шатко, ни валко из-за затянувшихся слушаний судебного иска Толхерста, которые, наконец, завершились осенью 94-го в пользу Смита. Уже готовая к записи очередного диска группа вновь была отвлечена очередными кадровыми проблемами: ушел ударник Уильямс. Замена, Джейсон Купер (Jason Cooper) была найдена только в 1995-м посредством объявлений в музыкальной прессе. Весь год the Cure писали свой десятый студийный номерной альбом, летом время от времени отвлекаясь на участие в Европейских музыкальных фестивалях. Диск, озаглавленный Wild Mood Swings, наконец, увидел свет весной 1996-го. Более жесткий, чем предшественник, он был встречен с меньшим энтузиазмом и содержал лишь один хит "This Is A Lie". Второй сборник синглов Galore (1997), с обновленным синглом "Wrong Number" тоже поддержал тенденцию к падению продаж.
Hостальгический Bloodflowers, во многом напоминающий хитовый Disintegration, появился в 2000-м к довольно сдержанным отзывам критики, но к теплому приему среди фэнов, став своего рода звершением трилогии: Pornography -> Desintegration -> Bloodflowers. Медленные красивые мелодии, сложные электронные аранжировки, отстраненная лирика и фирменный плачущий вокал Смита сделали диск одним из самых классических, характерных и традиционных для the Cure. Ретроспективный сборник Greatest Hits, включивший две новые композиции, вышел осенью 2001-го.
В начале нового века Смит, видимо, порядком подуставший от своей роли железного канцлера, выступил с рядом интервью, в которых склонялся к необходимости роспуска своего легендарного коллектива и изъявлял желание приложить свои способности в другом проекте. Воцарившееся было в стане поклонников the Cure отчаяние сменилось радостью, когда вопреки всем слухам и домыслам летом 2004-го в продаже появился очередной полнометражный альбом the Cure. Записанный буквально за пару месяцев той весной, он разительно отличается от своего предшественника и, сохраняя общую готическую направленность в "The Promise", звучит более оптимистически, где-то гранича с поп-музыкой в "The End of the World". Похоже, фэнам на радость Смит все-таки решил искать что-то новое в рамках старого.
А что же стало с его школьным другом, с которым он начинал в далеком 1976-м и проработал больше десятилетия? Оскорбленный Толхерст на долгое время оказался вне поля зрения публики, но, оправившись от переживаний, совместно с вокалистом Синди Левинсоном (Cindy Levinson) сколотил электронный дуэт Levinhurst, выпустивший свой единственный альбом Perfect Life (2004), нашедший неплохой прием у критики, но пользующийся ограниченной популярностью у слушателей.