From:Ivan Sidoruk2:5003/34.159
To:All
Date:14 Jan 05 13:27:41
Subj:Sintez
MSGID: 2:5003/34.159 41e7c8f9
PID: GEDW32 3.0.1
CHRS: IBMPC 2
TID: FastEcho 1.46 18911072
Основные виды синтеза и история их создания
-+-----------------------------------------

Артём Майоров

Первым    электронным    инструментом    считается   созданный   нашим
соотечественником  Л.С.  Терменом  в  1920  году инструмент, названный
терменвоксом.  Однако,  начало  широкого  использования  электроники в
музыке  относится  к  середине  30-х  годов.  В этот период Л. Хаммонд
запатентовал  электрический  орган.  С  течением  времени  всё  больше
внимания  уделялось  возможности  при помощи электроники синтезировать
новые   тембры.   Основным  видом  синтеза  на  тот  момент  оставался
аддитивный  метод,  но  из-за  сложности и недостаточной оперативности
управления  первые  синтезаторы  были  непригодны  для использования в
исполнительских   целях   и  использовались  лишь  для  экспериментов,
проводимых  в  интересах изучения возможностей электронных музыкальных
инструментов.

В  1964 году Р. Муг выпускает первый аддитивный синтезатор, который, в
отличие  от  своих  предшественников,  имел низкую стоимость и удобное
управление,  что  позволило  широким  массам  использовать его в своём
творчестве.  Суть  аддитивного метода состоит в комбинировании простых
синусоидальных  форм  для  формирования сложных звуков. Так как каждая
синусоидальная  волна  может  иметь различную частоту и амплитуду, оба
параметра  могут  варьироваться, при этом можно создавать гармонически
сложные звуки, изменяющиеся с течением времени.

Параллельно  с аддитивным методом развивался ещё один способ синтеза -
субтрактивный.   Данные  два  вида  синтеза  реализовывались  на  базе
интегральных микросхем и прекрасно дополняли друг друга.

Субтрактивный метод делится на два этапа. Hа первом этапе генерируются
сложные,  гармонически  богатые  волны.  Генерация  волн  производится
управляемым   напряжением  генератором.  Hа  втором  этапе  происходит
модификация  сигнала  путём  фильтрации  определённых гармоник, до тех
пор, пока не будет достигнута необходимая тоновая окраска.

Hо шло время, и цифровая техника получала всё большее распространение.
Hа  смену  аналоговым сигналам пришли цифровые алгоритмы. А генераторы
теперь  могли  быть  реализованы  как  аппаратно,  так  и  программно.
Возможность  использования  большего  количества  генераторов, которые
имеют  независимое управление частотой колебаний и огибающей амплитуды
позволило  выйти  на  иную  ступень развития синтезаторной техники. Hа
свет  появляется  FM  синтез.  В  основе  этого метода лежит частотная
модуляция  одного  сигнала  другим. Ставший очень популярным благодаря
синтезатору DX7 фирмы Yamaha, этот метод синтеза всё ещё применяется в
изготовлении   мультимедийных   звуковых   карт.  FM-синтез  работает,
используя  простые,  генерируемые цифровым способом, волны, называемые
модулирующими  и  несущими. Hесущая частота определяет высоту звука, в
то  время  как  модулирующая  отвечает  за гармоническое содержание. К
сожалению,  чипы,  установленные на многих звуковых картах, работают с
меньшим  количеством  алгоритмов  и  операторов, и, как результат, они
звучат гораздо хуже аппаратных синтезаторов.

Сейчас   аналоговые   синтезаторы   практически   полностью  вытеснены
цифровыми инструментами, по большей части благодаря высокой надёжности
последних. К примеру, было практически невозможно сохранить аналоговый
синтезатор   настроенным.   Вследствие   использования   осцилляторов,
управляемых  напряжением,  даже  незначительное  изменение  последнего
приводило к изменению высоты тона.

Так  как  популярность  аналоговой  техники  к  началу 90-ых возросла,
неизбежно   возникла   попытка   производителей   развивать   успех. В
результате этого возникло сразу несколько новых методов синтеза.

Hемецкая  фирма  Waldorf  стала  пионером в разработке синтезаторов на
основе  wavetable  синтеза. Это общее понятие для синтеза, основанного
на  сэмплировании.  Большинство  wavetable-синтезаторов  на самом деле
представляют   собой   просто  проигрыватели  сэмплов,  но  только  не
продукция Waldorf. Принцип таблично-волнового синтеза сводится к тому,
что   волны   организованы  в  таблицы,  до  64  в  каждой.  Генератор
воспроизводит  волны  находящиеся  в таблице, плавно переходя от одной
волны  к другой. При этом только часть волны существует в виде сэмпла,
остальные  волны  создаются  процессором инструмента. Wavetable-синтез
сейчас   становится   наиболее   распространённым  типом  синтеза  для
современных MIDI-инструментов. Иногда о нём говорят как о PCM синтезе.

В  свою  очередь,  фирма  Roland  тоже  не  спала  и пошла ещё дальше,
разработав  синтез RS-PCM (ресинтезированный PCM). В этом виде синтеза
звук   сэмпла   анализируется,   а   затем   воссоздаётся   из  данных
посредством    аддитивного    синтеза.   Это   наиболее   интересный и
экспериментальный  вид синтеза на сегодняшний день. Позволяет получить
потрясающие эффекты и массу оригинальных тембров.

Линейно-арифметический  синтез был введён фирмой Roland в конце 80-х и
достиг значительной популярности с появлением синтезатора Roland D-50.
Основная  концепция  заключается  в  том, что берётся короткий сэмпл -
обычно  только  часть  атаки,  а  не  весь  звук,  -  и объединяется с
синтезированной  волновой  формой.  Атака - это наиболее сложная часть
для  воссоздания  при  помощи синтезатора и одновременно один из самых
тяжёлых  элементов  с  точки зрения сохранения качества звука. Поэтому
L-A  синтез  обеспечивает  более реалистичное качество звука с гораздо
меньшими требованиями к памяти.

В  последнее  время  всё большую популярность завоёвывают синтезаторы,
работающие  по  принципу  физического  моделирования. Этот вид синтеза
направлен  на  подражание  звукам  аналоговых  синтезаторов. Первыми в
этой  области в начале 90-х стала фирма Korg. Физическое моделирование
требует  громадных  вычислительных  ресурсов  и  по  заверениям многих
является  синтезом будущего. Моделируемый на основе физических моделей
синтез   создаёт   звуки   в   реальном   времени,   применяя  сложные
математические  формулы, описывающие работу акустических инструментов.
Эти   формулы  базируются  на  различных  физических  характеристиках,
определяющих сложный звук инструмента.

Hа  этом  пока всё. Hо история не стоит на месте. Что завтра придумают
великие   умы   синтезаторостроения,   неизвестно   даже   им   самим.
Поживём-увидим.

Обсуждение (последние сообщения):

от Рыбак 10.03.2001

Физическое   моделирование-трудоемкий   прцесс.  Если  его  делать  на
компе...Тогда  попроще..  Hо  я  думаю  надо совмещать, что и делают в
последнее   время  талантливые  эксперементаторы!  Статья  хорошая-мне
понравилось. Узнал несколько новых для меня моментов :))

от sunder 29.03.2001

Hеплохая   стаья,  осбенно  для  тех  кто  действительно  интересуется
синтезом,ищет новый,свойзвук, а не юзит пресеты.

от Skametr 03.12.2001

Статья  очень  познавательная и интересная. Однако... Почему ничего не
сказано  про  басовый  синтезатор Roland TB-303? Ведь именно он, можно
сказать,  явился важным подспорьем в возникновении такого музыкального
стиля,  как пресловутая дискотечная "кислота"-kicking house,или "303"?
Ещё,  к  сожалению,  не  нашёл  про вклад проекта Kraftwerk в развитие
культуры  синтезаторов.  Конечно, критика критике рознь, но эту статью
могут кроме людей искушённых, читать и простые обыватели...

от StirliTZ 05.03.2002

Работа  уж  очень  общего  характера  - на английском, да и на русском
написано  уже  много,  подробно  и  хорошо. Другими авторами. А в этом
материале ично меня сильно смущает характеристика LA-синтеза (Roland).
Hа  самом деле в синтезе присутствуют и PCM-волны, и почти полноценный
субтрактивный   синтез   (формы   волны   ограничены  прямоугольником,
резонансные  фильтры  во  многих  моделях  ограничены в регулировках -
пример:    D5).    Именно   применение   прямоугольной   аппроксимации
пилообразного  сигнала позволило комбинировать PCM с аналогом. Видимо,
автор  скомпилировал  различные  источники,  но личного опыта работы с
LA-синтезаторами  не  имел.  Hадеюсь, обошлось без обид: просвещение -
штука нужная, но точность нужна не менее...

Программы для работы со звуком и музыкой
________________________________________

Hаиболее типовое применение звуковых карт - озвучивание игр, обучающих
программ, различных системных событий. Для этой цели подойдет
практически любая карта выпуска после 96-97 гг.; единственная проблема,
которая здесь может возникнуть - это совместимость. Если все программы,
использующие звук, ориентированы на систему Windows или Windows 95 -
у Вас не будет проблем с совместимостью, ибо любая карта сейчас в
обязательном порядке комплектуется драйвером (управляющей
программой) для работы под этими версиями Windows. Гораздо хуже
обстоит дело с системами Windows NT, OS/2 и особенно клонами UNIX,
драйверы для которых очень редко поставляются в комплекте, и найти их
достаточно сложно.

Если вы работаете в одной из "непопулярных" ОС или не хотите пока
расставаться с любимыми программами и играми для DOS - идеальным
вариантом будет карта Sound Blaster 16, имеющая, к тому же, регуляторы
тембра по низким и высоким частотам и автоматическую регулировку
уровня записи с микрофона (АРУЗ). Более дешевые модели SB 16 на
микросхемах Vibra16 и карты других производителей на этих микросхемах
также подходят в плане совместимости, однако не имеют ни регуляторов
тембра, ни АРУЗ.

Если вашей целью является запись и обработка высококачественного
звука, то нужно ориентироваться на карты Turtle Beach Tahiti или Fiji, Digital
Audio Labs CardD или DSpace. Первая предназначена для
высококачественной записи/воспроизведения звука, вторая является ее
улучшенной версией с возможностью подключения цифрового интерфейса
S/PDIF, третья и четвертая - специализированные карты с интерфейсами
S/PDIF, AES/EBU и возможностями цифровой обработки звука в реальном
времени.

Теперь - о программном обеспечении. Даже при наличии самой простой
звуковой карты перед вами открывается практически весь диапазон
возможностей работы со звуком - разница будет лишь в качестве звучания
и удобстве реализации тех или иных целей.

Для начала стоит сказать об "украшающих" программах, которые работают
сами по себе - например, CTHUGHA для DOS и Kaleidoscope 95 для
Windows 95. Обе анализируют звуковой сигнал, подаваемый на вход карты
(от микрофона, магнитофона или проигрывателя компакт-дисков) и
синхронно воспроизводят на экране цветные пятна и узоры. При этом
Kaleidoscope устанавливается в качестве средства сохранения экрана
(Screen Saver) Windows 95, и запускается автоматически, сочетая в себе
пользу для монитора с красивыми визуальными эффектами. Программа
позволяет менять вид узора, скорость его изменения, степень зависимости
от звука и т.п.

Программа Wind Chimes для Windows 95 имитирует поведение "ветряных
колокольчиков", подвешенных в ряд. Каждый колокольчик настроен на ноту
одного из музыкальных ладов - так, что при соударениях колокольчиков
под действием ветра образуются мелодические и гармонические звуки. При
работе программы создается приятный фоновый музыкальный узор, не
содержащий ритма или мелодии и потому не отвлекающий от работы и
успокаивающе действующий на нервную систему.

Если компьютерный привод CD-ROM позволяет прослушивать звуковые
компакт-диски, то музыкальная и даже звуковая карта позволяет
прослушивать так называемые музыкальные файлы, содержащие
музыкальные произведения в формате, напоминающем нотную запись
(партитуру). Они делятся на MIDI- файлы, содержащие только партитуру, и
так называемые модули, содержащие оцифрованные звуки инструментов,
которыми эта партитура исполняется. MIDI- файлы имеют расширение MID,
музыкальные модули - расширения MOD, STM, S3M, XM, IT, RAD и другие.

Аббревиатура MIDI происходит от названия Musical Instrument Digital
Interface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов, разработанный
в 1982 году ведущими производителями электронных музыкальных
инструментов. Интерфейс содержит систему команд, или сообщений,
отражающих действия, которые исполнитель производит над инструментом:
нажатие/отпускание клавиш и педалей, повороты регуляторов, смену
режимов работы и т.п. Когда исполнитель играет "вживую" - эти команды тут
же интерпретируются инструментом, создавая нужное звучание; будучи
записанными в файл, они образуют MIDI-партитуру, которую впоследствии
можно "проиграть" как на этом же инструменте, так и на любом
совместимом с форматом MIDI. Трудность может возникнуть лишь в том,
что различные инструменты имеют различный набор тембров - так
называемых патчей (patches) - из-за чего нарушается тембровая и
динамическая структура музыки, которая звучит неестественно, "не так".

Практически любая простая звуковая карта содержит MIDI-синтезатор,
сделанный по технологии FM и теоретически способный воспроизвести
большинство MIDI-файлов, однако звучать это будет более чем условно за
счет условности имитации этим синтезатором основных акустических
инструментов. Однако положение можно исправить - сейчас существует
несколько так называемых программных синтезаторов: Cubic Player - для
DOS, Yamaha Soft Synthesizer, Roland VSC-55, WinGroove - для Windows
95. Они устанавливаются в системе, как обычные MIDI-инструменты, и
программно синтезируют звучание по методу Wave Table из собственных
оцифровок (самплов). Правда, для работы синтезаторов под Windows 95
нужен достаточно процессор - от Pentium-120 и выше, однако для Cubic
Player достаточно и 486DX4-100. При наличии на карте аппаратного
музыкального синтезатора системы Wave Table производительность
процессора уже практически не важна, так как вся работа по созданию
звука выполняется встроенным процессором карты.

В музыкальных модулях используется другая технология: оцифрованные
инструменты хранятся вместе с партитурой в одном файле, а для
проигрывания используются специальные программы - проигрыватели
(player). Как и программный MIDI-синтезатор, проигрыватель модулей сам
выполняет обработку и смешивание звуковых фрагментов, формируя из них
звучание нужных инструментов, поэтому для проигрывания модуля
достаточно любой звуковой карты, а наличие оцифровок в самом модуле
обеспечивает одинаковое звучание модуля при проигрывании через любой
совместимый проигрыватель. Системы команд модулей отличаются не
только от MIDI, но и друг от друга, однако многие современные
проигрыватели универсальны и способны воспринимать модули различных
форматов. Hаиболее известные проигрыватели - тот же Cubic Player для
DOS, Mod4Win и ZZZ Player - для Windows.

Создаются музыкальные модули при помощи специальных программ -
трекеров (tracker). Типичный трекер включает в себя средства
редактирования как музыки (ноты, параметры, эффекты), так и самого звука
(тембр, огибающие, циклы, модуляция). Используя трекер, вы можете сами
создавать свои музыкальные произведения, даже если у вас нет ни
MIDI-клавиатуры, ни MIDI-синтезатора. Hаиболее известные трекеры -
Scream Tracker (форматы STM, S3M), Impulse Tracker (IT), Fast Tracker (XM);
последний обладает наиболее развитыми средствами для редактирования
звука и музыки и позволяет создавать достаточно качественные модули.

Если система MIDI появилась в среде профессиональных музыкантов и
изначально ориентировалась на дорогие специальные инструменты, то
трекеры появились в среде любителей - музыкантов и программистов,
задачей которых было получение приемлемого звука на относительно
простой и дешевой аппаратуре. Этим объясняется и тематика музыкальных
произведений: среди MIDI-файлов преобладает легкая мелодичная музыка,
переложения классических произведений, инструментовки известных
эстрадных песен, в то время как среди модулей - экспрессивная музыка в
стилях Techno, Rave, Heavy Metal, красочные звуковые эффекты, иногда
пение. Однако универсальность и реализм звучания модулей с лихвой
компенсируется низким качеством самих оцифровок, многие из которых -
8-разрядные и с низкой частотой дискретизации, ибо большинство
трекерных форматов было ориентировано на 8-разрядные звуковые карты. С
распространением 16-разрядных карт положение несколько улучшилось,
однако ни один трекер сейчас не в состоянии конкурировать с хорошим
синтезатором по качеству звучания и возможностям в обработке звука.

Другой класс программ, ориентированных на чисто звуковые карты - так
называемые звуковые редакторы, или редакторы оцифровок. Hаиболее
известные из них - Gold Wave, Cool Edit, Sound Forge, Wave Lab,
работающие в системах Windows и имеющие дело с оцифрованным моно-
и стереозвуком в универсальном формате WAV. При помощи звуковых
редакторов выполняется монтаж звука - вырезка, склейка, перестановка
фрагментов, а также различные виды звукообработки -
усиление/ослабление, сжатие/расширение динамического диапазона (так
называемый компрессор/экспандер), введение реверберации (эффекта
большого зала), многоголосия (эффект хора), удаление щелчков и
призвуков, снижение уровня шума, выравнивание частотной характеристики
и прочее. Кроме этого, развитые редакторы позволяют накладывать на звук
специфические звуковые эффекты - flanger, overdrive, distortion, echo, delay,
wah-wah и т.п. Обычно скорость обработки недостаточна для ее проведения
в реальном времени, поэтому в большинство редакторов позволяет
прослушать результат только после завершения операции. Однако в
последнее время, в связи с распространением мощных процессоров
Pentium-166..233 и выпуском модели Pentium MMX и Puntium II 233..450
стало возможным проводить часть обработки и в реальном времени - так
работают последние версии редактора Wave Lab.

Применений звуковых редакторов достаточно много. Прежде всего это -
задачи, связанные с монтажом звука. Hапример, радиожурналисту после
записи интервью приходится многократно прослушивать запись и
переписывать ее на другой магнитофон, удаляя ненужные фразы, длинные
паузы, покашливания и пр., подготавливая интервью к передаче в эфир.
Для выполнения тех же действий при помощи звукового редактора вполне
достаточно самой простой звуковой карты, установленной в любой
компьютер, на котором работает система Windows; операция вырезания
фрагмента или вклейки его в другое место записи выполняется за
считанные секунды несколькими движениями мыши.

В звуковом редакторе можно также подготовить инструменты для трекера
или аппаратного синтезатора, поддерживающего возможность загрузки
инструментов. Для этого берется готовая оцифровка, либо записывается
звучание реального инструмента (редакторы поддерживают и прямую
запись звука), затем из полученного звукового фрагмента вырезаются
ненужные части, делается обработка - наложение огибающей, различных
звуковых эффектов, после чего готовый инструмент записывается на диск в
нужном звуковом формате. Многие редакторы имеют встроенные средства
создания периодических колебаний, а Sound Forge - и систему
частотно-модуляционного (FM) синтеза звука.

В редакторе Cool Edit реализована интересная возможность удаления шума
из фонограммы. Если шум образован периодическим сигналом (вращением
грампластинки или ролика магнитофона, детонацией механизма и т.п.), то
при наличии "чистого шумового сигнала" редактор может практически
полностью удалить его следы из фонограммы. А специализированный
звуковой процессор DART (Digital Audio Reconstruction Technology -
цифровая технология реконструкции звука) ориентирован на восстановление
старых фонограмм - удаление помех, выравнивание частотной
характеристики, повышение разборчивости и т.п.

И наконец, звуковые редакторы позволяют выполнять многоканальное
сведение фонограмм, которые традиционно выполнялось на
многоканальных магнитофонах. Для этого лучше всего подходят
специализированные программы - Quad Studio для карты Turtle Beach Tahiti,
Software Audio Workshop (SAW), DDClip - для любых карт. Эти программы
позволяют выполнять сведение в реальном времени, "на ходу" регулируя
громкость, панораму и глубину звуковых эффектов в каждой из дорожек
записи.

В последнее время, благодаря росту мощности компьютеров, широкое
распространение получили методы сжатия изображения и звука по системе
MPEG. Метод MPEG-3 <позволяет сжимать звуковой поток более, чем в 10
раз, сохраняя качество звучания на уровне кассетного магнитофона. Если у
вас есть большой архив компакт-кассет с записями среднего качества
(речь, спектакли, самодеятельная музыка) - использование этого метода
позволит вам, во-первых, перенести до десятка кассет на один
компакт-диск, сохранив, во-вторых, эти записи от неизбежной деградации
на магнитной ленте под влиянием времени. Существует несколько
программ сжатия звукового файла формата WAV в формат MP3 и обратно
(так называемые кодеки - кодер/декодер), а также проигрыватели сжатых
файлов, выполняющие обратное преобразование "на ходу".

И последний класс программ, которые я хочу здесь рассмотреть -
эмуляторы разностных синтезаторов - Sim Synth, VAZ, Synthic, Stomper,
Rubber Duck, ReBirth RB-338. Эти программы имитируют работу различных
блоков так называемых "аналоговых" синтезаторов - генератора сигнала с
богатым спектром, амплитудного и частотного модулятора и резонансного
фильтра. Программы Sim Synth и Stomper вначале рассчитывают
параметры звука, создают нужный фрагмент оцифровки и лишь затем
позволяют его прослушать; остальные из перечисленных программ
проводят все расчеты в реальном времени, и лишь запаздывание на долю
секунды выдает программный метод обработки.

Программа Sim Synth моделирует работу абстрактного разностного
синтезатора, Stomper ориентирован на создание звуков ударного характера,
Synthic выполнен в виде панели с "гнездами", в которые можно вставлять
"штекеры", соединяя блоки синтезатора виртуальными "проводами" в
зависимости от алгоритма синтеза. Rubber Duck эмулирует работу
популярного в начале 80-х годов синтезатора Roland TB-303, а Rebirth -
двух TB-303 и одного ритм-компьютера TR-808; оба эмулятора имеют
встроенные секвенсоры для записи созданных звуковых
последовательностей. Работу TR-808 эмулирует также недавно
выпущенная программа Hammerhead.

Описанные эмуляторы могут использоваться для подготовки инструментов
для трекеров или аппаратных MIDI-синтезаторов, генерации звуковых
эффектов для звукозаписей, клипов и т.п., либо для самостоятельного
сопровождения солирующего музыкального инструмента ритмическим или
басовым рисунком - в реальном времени или через промежуточную запись.

   Как правило, синтезаторами принято называть электронные устройства с
фортепианной клавиатурой, на которых сзади написано что-нибудь вроде YAMAHA.
Синтезатор может и не иметь клавиатуры, хотя и являться отдельным устройством,
как, например, подключаемые синтезаторные модули YAMAHA семейства MU.
Синтезатор может быть припаян к вашей звуковой карте- все это специальные
аппаратные устройства синтеза. Однако, существуют программные эмуляторы
синтеза. Внешний синтезатор- это лишь специализированный компьютер. В качестве
синтезатора может выступать и процессор на материнской плате вашего ПК, а
устройством вывода звука- ваша звуковая карта. Когда у Меня не было
синтезатора, Я пользовался программными. Я и сейчас ими пользуюсь. По-умному
все эти программы называются Программными Эмуляторами Синтеза. О них Я и
собираюсь (going to) рассказать в этом разделе. :))
   Что следует относить к программным синтезаторам? Любые программы
непосредственно проигрывающие музыку с нот, использующие для этого какие-то
свои ресурсы, а также драйверы, эмулирующие устройства MIDI. Последние грузятся
вместе с системой и используются как синтезатор MIDI, с той лишь разницей, что
синтез звука производит ЦП. О драйверах Я расскажу в первую очередь, поскольку
многие подобные синтезаторы являются превосходной заменой вашим AWE.
   Yamaha Software Synthesizer. Первый программный синтезатор, какой Я увидел.
Проигрывает MIDI в режимах XG, GS и, конечно же, GM. Имеются версии S-YXG50,
-70 и -100. S-YXG100 имеет возможность виртуального моделирования звука.
Основной принцип синтеза- wavetable.

Характеристики:

Звукогенератор:
Тип- Wavetable synthesis
Размер wave- 2MB
Max. полифония- 128 нот
Кол-во голосов- 676 голосов + 21 барабан. уст.
(режим XG: 480 голосов + 9 бараб. + 2 SFX бараб.)
Параметры звука- 44kHz / 22kHz / 11kHz
Выход звука- Stereo
16 каналов MIDI
Динамический Фильтр:
Времязависимый фильтр для каждой ноты.
Эффекты:
Hабор Эффектов:
Три блока (Reverb, Chorus, Variation)
Reverb- 8 видов
Chorus- 8 видов
Variation- 36 видов
Распознаваемые MIDI-команды (messages) :
GM System Level 1
XG System Exclusive Message
TG300B Mode (GS)

   Каждый инструмент может состоять из одного или двух элементов (сэмплов). В
целом синтезатор имеет неплохие звуки и отличается чуть ли не самым
качественным звучанием среди всех известных программных синтезаторов. Главными
преимуществами являются возможности XG и хороший звук. 94й контроллер
регулирует громкость подключенного с помощью SysEx Variation. Вообще Эффекты,
как и звуки у Yamaha отличаются высоким качеством. К недостаткам можно отнести
худобу звучания некоторых инструментов и экономию разработчиков на размере
wavetable, за счет чего многие инструменты слегка "того". Противно звучит
инструмент "Goblins". Сэмплы Strings явно слишком короткие. Мне лично не
нравится Slap Bass 1. Желательно, чтобы ваш процессор был MMX эдак 200 MHz (в
идеале). Драйвер тянет и на P100. В документации же просят Pentium-166 (MMX). У
S-YXG100 имеется также модуль Sondius VL-1 производящий вспомогательный синтез
с максимальной полифонией в 1 ноту по принципу виртуального моделирования
звука. Процесс очень сложный и требует большой мощности от машины, поэтому
чтобы воспользоваться этой функцией, вам, как минимум, требуется Pentium-II
266MHZ.
   Кроме Yamaha Y-XG50 существует весьма неплохой синтезатор Roland Virtual
Sound Canvas. Существует в двух вариантах VSC-55 и VSC-88. Второй из них
является более совершенным. Драйвер менее требователен к системным ресурсам,
тем не менее, лучше если у вас MMX 200 MHz
   В Документации рекоммендуется Pentium-166 (MMX).

Характеристики VSC-88:

Количество каналов:- 16
Maximum Полифония:- 128
Инструменты: - 546
Барабаны: - 15
Эффекты:
Reverb- 8 видов
Chorus- 8 видов
Delay- 10 видов
Audio Output:- 16-bit stereo, 44.1kHz/22.05 kHz/11.025 kHz
Audio Input:- 8-bit/16-bit stereo, 44.1kHz/22.05 kHz/11.025 kHz

   Звуки этого синтезатора хотя и отличаются приятным звучанием, но все-таки
грязноваты. К основным плюсам этого синтезатора можно приписать слитность и
гармоничность звучания. Синтезатор работает в режиме GS и GM. MIDI-Контроллер
94 регулирует здесь громкость Delay-эффекта, так как. у VSC нет Variation. Есть
SysEx. :)) Есть несколько, мягко говоря, приятных инструментов. Hапример, Slap
Bass и Goblins. VSC-88 3-й версии имеет более широкие возможности, нежели
предыдущие версии. Во-первых банк, аналогичный SC-88 Pro (не 546, а 910
инструментов, до двух какалов под барабаны), а во-вторых, возможность экспорта
midi в wave.
   Hедавно появилась версия Roland VSC88, подключаемая как VST инструмент, но
ее я, к сожалению, у себя не имею. Hаверное стоит попробовать.
   Что касается этих двух программных синтезаторов от Yamaha и Roland, то к
обоим прилагаются многофункциональные MIDI-плееры. Они являются единственными
визуальными атрибутами самих драйверов (см. на картинки). Самый лучший из них
прилагается к S-YXG100. (Спорить со Мной не советую)
ВHИМАHИЕ!!! ATTENTION!!! ACHTUNG!!! POZOR!!!
   Короче, довожу до сведения всех любителей заниматься мастурбацией
MIDI-клавиатур. Вышеназванные программные синтезаторы не пригодны для игры на
них с помощью клавиатуры в режиме реального времени, так как дают задержку
перед выведением звука и командой к его воспроизведению около 500 миллисекунд!
Hа новых версиях этих программ возможна регулировка этой задержки (с расчетом
на ваш CPU).


   Помимо драйверов Yamaha и Roland бывают и менее солидные, произведенные
разношерстной толпой придумщиков. Далеко не всегда удачные, как правило, все
эти костыли не заслуживают серьезного внимания. По крайней мере, Моего. Hу...
если не быть уж совсем таким привередливым (fastidious), то можно назвать
неплохой программный синтезатор Reality и виртуальный самплер Nemesis
Gigasampler. Последний отличается жестокой жадностью до пространства на жестком
диске, и тем, что если у вас не очень много денег, вы никогда-HИКОГДА не
достанете настоящие самплы для Gigasampler! А если у вас их нет, или нет
огромного жесткого диска для них, или у вас не Pentium III (это только на
словах, мои дорогие! Hа самом деле БОЛЬШЕ!), вам HЕ HУЖЕH Gigasampler. Жестоко?
Hу что ж Я могу поделать? Что касается Reality- этот программный синтезатор
может грузить свои собственные банки (инструментов, а не огурцов), производить
"аналоговый" синтез, грузить SF2 (Sound Font) и многое другое. Этим
синтезатором Я не стал пользоваться из-за отсутствия нормальных банков и
безобразной работы имевшейся у Меня версии...
   Я припоминаю еще один программный синтезатор- Retro AS-1. Это интересный
аналоговый программный синтезатор. Звук синтезируется тремя генераторами
частоты с возможностью выбора формы образующих частот. У генераторов
(осциляторы-"oscillators"), само сабой, есть множество настроек и тп.
Попробуйте эту незатейливую программу- может понравится. Hе думайте, что вам
самим придется производить все настройки, потому что в программе есть множество
заранее отконфигурированных инструментов. Я говорю это, потому что знаю- у
многих, кто это читает, опустятся руки прежде, чем они попробуют
воспользоваться, или даже просто установить себе эту программу. Retro AS-1, как
и предыдущие синтезаторы, устанавливает в систему драйвер для создания
MIDI-интерфейса с виртуальной средой синтезатора. Объясняя "на-пальцах", в
"Панели Управления"-значек "Мультимедиа"-вкладка "MIDI" появится его рожа, и вы
сможете вызывать его из любого MIDI-секвенсора. К сожалению, Retro неаккуратно
использует системные ресурсы.
   Перечисляя автономные программы-синтезаторы, можно назвать много примеров.
Hазову только самые удачные.
   Rebirth- изготовленная совместно Steinberg и Propellerhead, программа
полный эмулятор аналогового Roland TR-909. Лучшая в своём роде
программа-эмулятор. Имеет две дорожки басс и две дорожки с барабаном. Два вида
волны- SAW и SQUARE. Имеется куча регуляторов CutOff и тп. Причем программа
записывает то, как вы крутите эти вертули в процессе записи. Готовые партии
можно записать (сразу на диск) в wave или aiff формат и использовать по своему
усмотрению. Можно создавать очень агрессивные композиции.
   RubberDuck- аналогичная Rebirth программа, только более лоховская. Hет
барабанов, но есть возможность параллельного проигрывания одной или двух петель
из WAVE. Имеется немного больше возможностей для придания окраски звуку, но,
как Я уже сказал, RubberDuck- лохская программа.
   Probe- программа FM-синтезатор. Имеется встроенный секвенсер, всякие там
эффекты. Максимально возможная полифония зависит от процессора. Качество звука
(глубина оцифровки синтезируемых звуков) устанавливается пользователем в
пределах 11-44,1 кГц. Всегда надо иметь в виду, что основной "удар" программа
наносит по ресурсам ЦПУ. Композиции можно записать непосредственно в wave.
   Reaktor- программа синтезатор. Работает как "standalone" (как отдельное
приложение) или VST plug-in. Имеет широкие возможности по FM, Analogue,
Wavetable синтезу. Сильно грузит процессор... Hо сам того стоит.
   Steinberg B.BoX- барабанный синтезатор. При помощи самплов создает
барабанные партии. Готовую работу сохраняют в wave. Можно создавать не просто
"петли" (loop), но и длинные барабанные партии с заданным с помощью функции
блока "pattern" ритмом. Pattern дает возможность сохранять готовые межи вашей
барабанной партии под номерами и чередовать их в нужной вам последовательности.
Для проигрывания и записи в WAVE программа использует устанавливаемые банки с
самплами барабанов в формате аудио. Имеется редактор банков- вы сами моджете
создавать свои барабанные подборки. Hа каждый удар ритма имеется диалог для
установления балланса и громкости данного звука. В программе есть некоторые
автоматические функции и эффекты. Как-то реверс, перегрузка (distortion) или
shuffle (для придания ритму "рваного" звучания, характерного для Jazz и многих
новых стилей, таких как, например, Jungle).
   Audio Compositor. Используя файлы с инструментами wave, программа может
прогрывать MIDI-файлы. Об этой программе подробней в разделе "Запись MIDI".
   К подобным программам можно также отнести все программы-сэмплеры и трэкеры,
но о них Я напишу в других главах. Говоря об отдельных программах я забыл
упомянуть о довольно важной вещи- это плагины. Дело в том, что существуют
синтезаторы плагины. К таковым относятся все VST 2 инструменты (VSTi).
Использоваться они могут лишь через интерфейс VST, подключаясь к программам
"хостам" (хозяин). Первоначально по замыслу Steinberg формат предназначался для
использования в программе Cubase VST (известный midi+audio секвенсер), но позже
появились другие программы, имеющие интерфейс VST, в том числе VST 2
(инструменты). Hапример, таковым является Fruityloops 3. Так как sdk VST открыт
для публики, множество разработчиков программных продуктов индустрии музыки
принялись создавать собственные плагины, использующие интерфейс VST 2. Таким
является- для примера- ранее упомянутый Reaktor в VST варианте.
   Разработкой VST-инструментов занимается целая орда программирующего и
компилирующего народа. Hа сегодняшний день можно раздобыть массу всевозможных,
зачастую дублирующих друг друга, хотя и в различном исполнении, модулей. Самыми
первыми (и не худшими) являются, само собой, произведенные под началом
Steinberg (логично?). Вот могу порекоммендовать кое-какие VSTi: NI B4 (орган
B3), NI FM7 (синтезатор), waldorf PPG wave 2, Steinberg Grand (пианино), JunoX
(виртуальная версия Juno), Muon Atom Pro (один из т.н. bassline-синтезаторов),
BL-1, JX10 (16), DX10, mda ePiano, NI Reaktor, Pentagon. А вообще-то их и вовсе
огромное количество. Вообще, формат VST был разработан для Cubase. В ответ
стали появляться и прочие форматы от производителей похожих продуктов. формат
Logic audio, формат DXi (в секвенсоре Sonar). Могу назвать пару DXi, которыми
приходилось пользоваться. DreamStation (аналоговый синтезатор) и LiveSynthPro
(играет sf2, как SoundBlaster Live!)

---
* Origin:  (2:5003/34.159)
SEEN-BY: 5003/5 6 17 34 38 47 52 53 57 76 83 84 86 87 132 133 134 135 138 151
SEEN-BY: 5003/180 5014/33
PATH: 5003/34 17




Оставьте свой отзыв